В комфорт-классе «старой» Москвы бюджет лота с начала года увеличился на 15,9% – до 10,8 млн рублей. В пересчете на квадратные метры квартиры и апартаменты прибавили еще больше – 18,4%. При анализе структуры спроса эксперты фиксируют потребительский настрой на экономию. Приобретаемые квартиры стали меньше на 2,1%. Для бизнес-класса характерна та же тенденция. Причем здесь она проявилась существенно сильнее. За три квартала габариты среднестатистической квартиры в бизнес-сегменте сократились на 4,7%. В то же время квадратный метр поднялся в цене на 11,3%. В итоге средний бюджет покупки поднялся с 14,4 до 15,3 млн рублей (то есть на 6,0%).
В премиальном сегменте, напротив, наблюдается увеличение (в пределах 5,1%) метража покупаемого жилья. Аудитория данного продукта готова к дальнейшему повышению стоимости. Если в начале года за премиальный объект платили в среднем 41,3 млн рублей, к осени прайс превысил планку в 43,7 млн рублей (рост 5,8%). Любопытно, что цена квадратного метра почти не изменилась. Имеет место лишь едва заметная коррекция на уровне 0,7%.
В элит-классе спрос сместился в сторону менее дорогих лотов. Этому способствовал выход на рынок нового предложения. Из его состава раньше остальных были раскуплены более компактные (и более ликвидные) лоты. Это привело к тому, что показатели по среднему метражу и среднему бюджету резко упали. В сентябре они остановились на отметке соответственно 121,6 кв. м (минус 18,2% от январских значений) и 106,92 млн рублей (минус 14,1% от январских значений). В то же время средний прайс квадратного метра продолжает уверенно двигаться к 1 млн рублей. Расстояние до этой точки за девять месяцев сократилось на 42 тыс. рублей. Иными словами, в пересчете на квадратный метр элитный продукт подорожал на 5,0%.
«Отдельно следует остановиться на субрынке Новой Москвы. Фактически в этой локации представлен тот же жилищный масс-маркет, что и в «старых» округах. По своей площади реализуемые в ТиНАО квартиры уже практически не отличаются от «старомосковских». Но вот ценовая дистанция становится все больше. Если в январе квадратный метр в «старой» Москве стоил на 36,6% дороже, чем в Новой, то уже в сентябре превосходство исчисляется 41,0%. При этом клиентам строительных компаний, которые пришли за квартирами в сентябре, пришлось потратить на 1 млн рублей больше, чем их предшественникам в январе», - комментирует директор премии Urban Awards Ольга Хасанова.
Влияние этого и других трендов на девелоперский продукт мы обсудим на бизнес-форуме Urban Space.
РЕГИСТРАЦИЯ